г. Владимир, ул. Гагарина, 7
votk-7@mail.ru
Касса +7 (4922) 32-36-88
900–1500, 1600–1800
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:

Рецензия на спектакль "Матренин двор"

09.10.2018
Рецензия на спектакль "Матренин двор"

Во время проведения Всероссийского театрального форума Фестиваля фестивалей "У Золотых ворот" Владимирский областной театр кукол представил свой спектакль "Матренин двор" по рассказу Александра Солженицына в постановке Марина Протасовой. Рецензент из ГИТИСА оставила о спектакле свой отзыв.

 Спектаклем «Матренин двор» Владимирского областного театра кукол завершился парад лучших спектаклей малой формы на фестивале фестивалей «У Золотых ворот». Встретить фамилию Солженицына в афише кукольного театра в ряду «Гусей-Лебедей», «Конька-Горбунка» и «Кота в сапогах» довольно необычно, она выглядит несколько инородно. Но, вопреки опасениям, куклы оказываются способными рассказывать серьезные истории не хуже людей.

dvor_02.JPG

На сцене маленькая, чуть выше человеческого роста,  железнодорожная станция: провода, столбы. Знакомый с сюжетом (к слову, добрая половина зрителей — школьники) сразу узнает это место — здесь погибнет Матрена Васильевна. А может быть, уже погибла?.. Стук колес. Вот выносят ее, невесомую и тихую, на руках, как уснувшего маленького ребенка. Читают пророческие слова о необъяснимом страхе поездов.

Три женщины, головы закутаны от мороза теплыми платками, поют печальные народные песни, двое мужчин в ушанках. На всех старые серые телогрейки. Для полного сходства не хватает порядковых номеров, но люди все равно напоминают зеков. Может быть, они вышли уже на волю, и заброшены судьбой на станцию Торфопродукт, где оказался и сам Солженицын. Ничего нет у них, кроме телогреек да просто сделанных кукол (замечали вы когда-нибудь, с какой любовью и нежностью относятся актеры к своим куклам?), декорациями служат грубо сколоченные доски и стенки ящиков, которые так просто отыскать на станции. Густо прилепленные друг к другу деревенские домишки кажутся вылепленными из хлебного мякиша.

dvor_01.JPG

История Матрены Васильевны, того самого праведника, «без которого, по пословице, не стоит село», уменьшенная в размерах до кукольного роста, совсем не становится от этого менее серьезной, напротив — она кажется еще трагичнее. Отчего-то куклу, попавшую под поезд (вот он — несется на экране в глубине сцены прямо на тень, отбрасываемую маленькой фигуркой), жаль ничуть не меньше, чем человека. Может быть, «за ее малый рост, малый рост»? В этом,  наверное, и заключается тайна кукольного театра — превращение неживого в живое, вызывающее настоящее сочувствие.

«Эх, Матрена, Матрена» — горько вздыхает актриса, исполнявшая ее роль. И снова стук колес.

Ника Ерофеева

Оставить отзыв

Ваше имя: *
Электронная почта:
Текст отзыва: *
Оценка:
Введите символы с картинки: *