г. Владимир, ул. Гагарина, 7
votk-7@mail.ru
Касса +7 (4922) 32-36-88
ПТ, СБ, ВС: 900–1500, 1600–1800
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:

Владимирский театр кукол покажет «Белые ночи» Достоевского

27.08.2020
Владимирский театр кукол покажет «Белые ночи» Достоевского
Владимирский театр кукол приготовил для зрителей новый спектакль «Белые ночи» по мотивам произведений Федора Михайловича Достоевского. Возможно ли такое в детском театре - после милейших «Трех поросят» и забавного «Бармалея»? И почему выбран именно такой серьезный автор? Об этом журналисты «ВВ» узнали, побывав в самом закулисье.

Люди и марионетки

Нас встречает режиссер-постановщик Марина Протасова. Она сейчас полностью погружена в репетиции: идут последние приготовления перед приемкой спектакля, так что надо окончательно определяться с костюмами для актеров. 

А на сцене тем временем – жизнь бурлит. Кто-то докрашивает декорации, кто-то рисует, кто-то устанавливает рисунки-витражи. Ну и, конечно, нам демонстрируют новых кукол-марионеток, которые чудо как хороши! Они дарят цветы, грустят, кружатся, становятся на колено, смущаются, потупив взгляд. В общем, все как в жизни!

Достоевский – очень непростое явление, - говорит Марина Протасова. - На самом деле я знаю, что его редко ставят в кукольных театрах.

- Но почему именно «Белые ночи»? – интересуемся мы. 

- А я, как режиссер, хочу разговаривать с подростками. Поэтому решила взять тему, которая для них остра сегодня. До Ромео и Джульетты мы пока еще не добрались. Но Федора Михайловича Достоевского осмелились взять в связи с его предстоящим юбилеем – 200-летием со дня рождения. Тема любви, одиночества, разочарования интересна во все времена. Меньше всего мне хотелось жертвовать текстом Достоевского. Настолько он вкусный, просто великолепный! Хочется, чтобы зрители как следует услышали его! А потом захотели перечитать... 

Оказывается, решение режиссера поставить «Белые ночи» укрепилось после ее поездки в Санкт-Петербург.

- Когда мы были прошлым летом со спектаклем «Матренин двор» на театральном фестивале, я встретилась со своей давней талантливой подругой, - вспоминает Марина Протасова. -  Она как-то сказала мне: «Что особенного в этих «Белых ночах»?» А я ей: «Да ты перечитай!» Она начала читать – а чтец она великолепный, записывает аудиокниги, то уже я была потрясена. Настолько здорово! И вот мы с ней вслух два дня до ночи читали другу другу вслух Достоевского. И я поняла, что надо приложить все усилия, чтобы прозвучал именно его текст, с его темой одиночества, непонимания, несхожести, несоединенности одного человека с другим. Одним словом — трагедии трагедий! 

По словам постановщицы, все герои литературного первоисточника оставлены: Настенька, ее бабушка, жилец, в которого Настенька влюблена, и главный персонаж – Мечтатель, от имени которого идет рассказ. 

А чтобы  приблизить текст Достоевского к желаемой подростковой аудитории, живой план постановки идет параллельно с кукольным. И вот - куклы рассказывают историю времен Достоевского. А рядом, на сцене  - настоящая история молодых людей в современном мире. Ее играют Борис Кузов и Виктория Журилова. Тут те же самые отношения Настеньки с Мечтателем - по сути. 

- Спектакль рассчитан на зрителя старше 15 лет, - говорит Марина Протасова. - Надеемся его показать зрителям уже в сентябре. С нетерпением ждем открытия театра. Перерыв из-за пандемии, конечно, нарушил все планы. Мы перенесли ее тяжело. Так что сейчас приходится работать мощно, рывками. Порой - по 24 часа в сутки…

Музыку к спектаклю написал известный владимирский композитор Алексей Сидорцев. Увлеченно работал над ней все  лето. А главные роли играют актеры Елена Тюрина, Елена Сухарева, Александра Фомина, Борис Кузов, Алексей Ложкин и Виктория Журилова. 

- В спектакле используется много нового, - поясняет режиссер-постановщик. -  К примеру, прием «кукольная тропа». Куклы ходят сами - как живые. Можно сказать, как в кино - их показывают зрителю крупным планом. А я смотрю с седьмого ряда. Маленькая кукла поворачивает голову. Делает движение рукой. И это все меняет! Кукловод Алексей Ложкин делает куклу пластичной и живой. Она выражает в пластике желания, огорчения, обиды и надежды героя очень точно. Это поразительно!

Желтое платье, черная пелеринка…

К работе над «Белыми ночами» привлекли художника из Санкт-Петербурга Наталью Крутову, специалиста Большого драматического театра им. Г.Товстоногова. Первым опытом  работы с ней для Владимирского театра кукол был спектакль «Матренин двор». 

Художница явно глубоко прониклась образами героев и самого Петербурга времен Достоевского. Она показала нам весь процесс создания декораций для спектакля. Вот проекция города разворачивается на сцене в виде видов из многочисленных окон и архитектурных колонн. В холле театра кукол на чисто вымытом полу разложены эскизы. Художница продолжает рисовать мелками, а мы наблюдаем, насколько она увлечена процессом…

Я много лет занимаюсь авторскими куклами, - рассказывает Наталья. - Делаю то, что мне интересно. Стараюсь, чтобы у каждой куклы был свой характер. А тема Достоевского для этого очень благодатна. Это просто раздолье для художника! Можно найти детали и максимально показать характер. Заведующий постановочной частью Сергей Марков сделал механику для кукол-марионеток. А я сосредоточила усилия на характерах и деталях. Повороты головы и движение руки – это как раз моя придумка. 

Вместе художник и мастер соединили механику с шаблонами, чертежами и эскизами. Что получилось – зрители оценят уже скоро. Но нам очень понравилось. 

Наряды – часть эскизов питерской художницы. К примеру, образ для Настеньки – платье ярко-желтого цвета и черная пелеринка. Он выделяет героиню ярким пятном и привлекает внимание. А вообще во времена Достоевского желтый цвет, оказывается, был очень модным. 

- Я сама живу в районе Достоевского, - говорит Наталья Крутова. - Каждый раз, когда прохожу по улице, смотрю вокруг и задумываюсь: почему именно это место он описывал, куда мог смотреть и как придумывал сюжеты для своих произведений. Так открываю для себя Санкт-Петербург по-новому, осваиваю маршруты экскурсий... Ведь мысли Мечтателя – это мысли самого Достоевского. А виды за окном помогают соединить это с реальностью. Такие истории, которые случились с героями, могут произойти и сегодня.

Папин последователь

Актер Борис Кузов играет в спектакле посетителя магазина и читает текст. Так что на него возложена важная миссия – донести «вкусное» слово Достоевского до зрителя и слушателя. 

- Читаю книгу и наблюдаю за тем, что происходит вокруг, - философствует Борис. -  Если честно, то в процессе создания спектакля испытываю неудовлетворенность собой. Слушаю запись и опять думаю: может быть, это место сейчас по-другому уже прочитал! Не зря ведь Достоевского называют психологом человеческой души. У него одно размышление – на две страницы. Потому текст все же изрядно порезали. Оставили суть. Для меня открылось много нового, когда я перечитал Достоевского. До этого открывал произведения писателя в 17 лет. Считаю, что нужно все-таки подготовленной публике показывать такой спектакль. Серьезного, глубокого автора нужно понимать. Зрителю здесь придется поработать над собой. Спектакль точно не для «жующего зрителя»!

- Здесь мой папа играет! – не без гордости заявил мне во время осмотра декораций бойкий малыш. Оказалось, девятилетний Саша - младший сын Бориса Кузова. Приходит в театр почти каждый день. Присматривается. Впрочем, он тоже уже артист: участвовал в нескольких концертах и представлениях. 

Боюсь, что пойдет по моим стопам. Очень уж театром интересуется, - говорит о сыне актер. -  Однако с мамой у него по этому поводу большие бои. Она категорически против - командировки, гастроли и тот факт, что театр занимает все твое время! Вспоминаю, как я по ночам учил сурдоперевод для нового спектакля. Для семьи времени остается мало, а женщины обычно этого не любят. 

Юная Виктория Журилова в театре новичок. За ней закрепилось прозвище «драмовской». Она окончила Владимирский колледж культуры и искусства, в мастерской народного артиста России Николая Горохова училась на драматическую актрису. Но сама выбрала работу в театре кукол и уже второй сезон играет здесь роли. 

- В спектакле «Белые ночи» я играю девушку, которая живет в реальном мире. Она просто читает книгу, ждет молодого человека и плачет, потому что он долго не приходит… Но все заканчивается хорошо! Я удивлена прочтением Достоевского. Можно сказать, открыла его для себя в процессе работы. В школе изучали только «Преступление и наказание», многое было непонятно и скучновато. А здесь Алексей Ложкин поражает своей игрой.

«А-ап! И куклы у ног моих сели!»

В закулисье волшебство создает заведующий постановочной частью Сергей Маркин. Он же изобретатель!  Причем скромничает и сначала не хочет открывать секреты творчества.

Мне надо придумать, чтобы кукла ходила, разговаривала, чтобы ее легко можно было водить и управлять ею, - наконец поясняет он самую суть своей работы. - Желательно, чтобы для этого хватало одного легкого движения.

В его мастерской хранятся инструменты, пассатижи, проволока, дрель. А еще - различные станки: токарный по дереву, по металлу, фрезерный... Полно всякого - на первый взгляд непосвященного человека - «барахла» и оборудования. Но нет! Здесь все к делу. К примеру, мы узнали, что вага – это такое небольшое устройство, с помощью которого можно управлять куклами-марионетками. 

- И сваркой приходится заниматься. И декорации для сцены мы делаем сами. В театре вообще много чего надо уметь! – говорит мастер. 

Выяснилось, что в августе этого года у Сергея Васильевича творческий юбилей — он в театре уже 40 лет. Случайно устроился перед армией после окончания технического училища, да так и остался. 

- Я езжу с труппой на гастроли. Часто бывает, что в дороге что-то ломается. И музыку надо кому-то включать, и декорации поправлять. Однажды летали на Сахалин. Так кукол и реквизит отправляли за две недели. Конечно, пока грузили, что-то отвалилось, что-то откололось. Моя задача на месте - быстро все наладить, отремонтировать, чтобы актеры и куклы вновь могли творить на сцене…

Автор: 

Оригинал статьи на сайте "Владимирских ведомостей"